2022-2024-жылдарга Кыргыз Республикасынын мамлекеттик карызын башкаруу стратегиясы

2022-2024-жылдарга Кыргыз Республикасынын мамлекеттик карызын башкаруу стратегиясы

2022-2024-жылдарга Кыргыз Республикасынын мамлекеттик карызын башкаруу стратегиясын бекитүү тууралуу КР Министрлер Кабинетинин токтому

Глава 1. Введение

Настоящая Стратегия управления государственным долгом Кыргызской Республики на 2022-2024 годы (далее - Стратегия) разработана в целях эффективного управления государственным долгом Кыргызской Республики и представляет собой среднесрочный план мероприятий Кабинета Министров Кыргызской Республики, направленный на обеспечение потребностей Кабинета Министров Кыргызской Республики в финансировании посредством привлечения заемных средств.

 

Глава 2. Цели и задачи управления государственным долгом

Основными целями управления государственным долгом Кыргызской Республики являются:

  • обеспечение потребностей Кабинета Министров Кыргызской Республики в финансировании посредством заимствования с наименьшими затратами и разумным уровнем риска;
  • развитие рынка государственных ценных бумаг Кыргызской Республики;
  • поддержание устойчивости государственного долга.

Глава 3. Охват Стратегии

Настоящая Стратегия регулирует вопросы управления государственным долгом Кыргызской Республики, а также гарантий Кабинета Министров Кыргызской Республики. Долговые обязательства Национального банка Кыргызской Республики и муниципальных органов Кыргызской Республики не входят в сферу действия настоящей Стратегии.

Меры и целевые показатели настоящей Стратегии распространяются на период 2022-2024 годов. При необходимости будет проводиться ежегодное обновление Стратегии с учетом изменения макроэкономических показателей, параметров бюджетно-налоговой политики и динамики на отечественном и международном финансовых рынках.

Глава 4. Внешний долг

Новые внешние заимствования будут привлекаться на наиболее приоритетные программы и проекты, которые будут содействовать экономическому росту.

Кабинет Министров Кыргызской Республики продолжит политику привлечения только льготных внешних государственных заимствований: новые внешние кредиты будут привлекаться с соблюдением минимального значения грант-элемента в 35 процентов.

При реализации проектов государственных инвестиций за счет привлечения займов из нескольких источников или сочетания займов с грантовыми средствами допускается расчет уровня льготности с учетом всех привлекаемых заемных и/или грантовых средств (объединенный грант-элемент). Значение объединенного грант-элемента должно также составлять не менее 35 процентов.

Снижение потенциальных рисков, сопряженных с чрезмерной концентрацией внешнего долга, будет осуществляться установлением и соблюдением количественного ограничения внешней задолженности перед одним кредитором - не более чем 45 процентов общей суммы внешнего долга.

Учитывая текущий уровень долгового бремени и вытекающие из этого возможные вызовы устойчивости долга Кыргызской Республики, понимая природу и масштабы потенциальных затрат и рисков, связанных с осуществлением государственных заимствований на международном рынке капитала, Кабинет Министров Кыргызской Республики воздержится от выпуска и размещения облигаций в иностранной валюте на внешних финансовых рынках.

Обслуживание государственного внешнего долга Кыргызской Республики будет проводиться своевременно и в полном объеме. В этой связи устанавливается нулевое значение по допущению просрочки платежей в обслуживании текущих обязательств по внешнему долгу.

Кабинет Министров Кыргызской Республики продолжит работу по реструктуризации и/или сокращению внешнего долга Кыргызской Республики в рамках доступных механизмов, включая операции по конверсии долга, как в многостороннем, так и двустороннем форматах.

Глава 5. Внутренний долг

Привлечение государственных внутренних заимствований будет производиться только посредством выпуска и размещения государственных ценных бумаг (государственные казначейские облигации и государственные казначейские векселя) через рыночные механизмы ценообразования, в частности, через аукционы.

Учитывая достигнутые результаты по увеличению срока обращения государственных ценных бумаг, приведшие к значительному улучшению устойчивости портфеля внутреннего долга к риску рефинансирования, Кабинет Министров Кыргызской Республики приложит усилия по снижению показателей затрат государственного внутреннего долга. В частности, срочная структура предлагаемых государственных ценных бумаг будет определяться в большей мере исходя из соображения минимизации затрат, с учетом предпочтений участников рынка государственных ценных бумаг, а также текущей ситуации на финансовом рынке. Вместе с тем, Кабинет Министров Кыргызской Республики будет поддерживать предложение долгосрочных государственных казначейских облигаций (со сроками обращения 10, 15 и 20 лет).

Обслуживание государственного внутреннего долга Кыргызской Республики будет проводиться своевременно и в полном объеме. В этой связи устанавливается нулевое значение по допущению просрочки платежей в обслуживании текущих обязательств по внутреннему долгу.

Для достижения целей развития рынка государственных ценных бумаг операции по управлению государственным внутренним долгом будут осуществляться с соблюдением принципов прозрачности, простоты и ликвидности, и предусматривать следующие меры:

  • внедрение практики опубликования ежеквартального календаря эмиссии;
  • проведение регулярных консультаций участников рынка государственных ценных бумаг.

Глава 6. Развитие инфраструктуры государственных заимствований

Кабинет Министров Кыргызской Республики примет меры по скорейшей установке и запуску новой системы (базы данных) учета государственного долга, позволяющей накапливать, хранить и анализировать сведения о государственном долге в интегрированном формате.

Глава 7. Выпуск государственных гарантий Кабинета Министров Кыргызской Республики

Кабинет Министров Кыргызской Республики разработает и утвердит необходимую нормативную правовую базу выпуска суверенных долговых гарантий, которая детальным образом определит цели, необходимые требования, ограничения, права и обязанности сторон, задействованных и участвующих в правоотношениях, связанных с выпуском суверенных долговых гарантий Кыргызской Республики. Ключевым принципом выпуска суверенных долговых гарантий будет минимизация рисков и последствий для Кыргызской Республики как гаранта. Соответственно, положения и иные нормативные правовые документы, регулирующие выпуск государственных гарантий, будут основываться на оценке рисков заемщика при определении размера покрытия суверенной гарантией. Допустимые совокупные объемы выпуска суверенных долговых гарантий будут определяться строго с учетом текущей и ожидаемой ситуации с устойчивостью долга Кыргызской Республики.

Глава 8. Устойчивость государственного долга Кыргызской Республики

В целях сохранения устойчивости государственного долга Кыргызской Республики Кабинет Министров Кыргызской Республики будет регулярно контролировать размер, структуру и риски по государственному долгу и обеспечивать дальнейшее совершенствование всех бюджетных индикаторов устойчивости и индикаторов устойчивости государственного долга в соответствии с установленными международными нормами.

Координация между соответствующими министерствами, государственным комитетом и административными ведомствами позволит гарантировать, что сумма и структура новых внешних и внутренних заимствований для финансирования реализации государственных инвестиционных проектов, поддержки бюджета и платежного баланса согласуются с целевыми критериями Стратегии.

Глава 9. Целевые количественные показатели

Мониторинг и оценка исполнения настоящей Стратегии будут производиться в соответствии со значениями количественных целевых показателей, представленных в таблице 1. Целевые показатели также будут выполнять функцию критериев или ориентиров при подготовке и реализации конкретных операций, связанных с управлением государственным долгом.

Таблица 1

Целевые показатели реализации Стратегии управления государственным долгом Кыргызской Республики на 2022-2024 годы

Целевой показатель

Значение целевого показателя

Государственный долг к ВВП

не более 70%

Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга к доходам республиканского бюджета

не более 20%(1)

Минимальный уровень льготности внешних займов(2)

35%

Минимальное значение объединенного грант-элемента

35%

Максимальная сумма задолженности перед одним кредитором (в % общей суммы государственного внешнего долга)

не более 45%

Допустимый размер просроченных платежей по обслуживанию государственного долга (сом.)

0,00

Размещение ГЦБ на аукционной основе

100%

Удельный вес ГКО в общей структуре ежегодных эмиссий государственных ценных бумаг (% от общей эмиссии ГЦБ)

не менее 70%

Средний срок погашения внутреннего долга (лет)

не менее 4,5

Выпуск и размещение облигаций в иностранной валюте на международном рынке капитала (сом.)

0,00

Удельный вес государственного долга в иностранной валюте (% от общей суммы государственного долга)

не более 84%(3)

Примечания:

  1. допускаются отклонения в диапазоне + 1%;
  2. действие Стратегии в части соблюдения минимального уровня льготности внешних займов не охватывает займы от Международного валютного фонда. Кроме того, требование к значению грант-элемента не распространяется на возможные соглашения о реструктуризации внешнего долга;
  3. допускаются отклонения в диапазоне + 1,5%.

Тиркелген файлдар

Түзүлгөн

-
3817