Menu
Тренддер
2022-2024-жылдарга Кыргыз Республикасынын мамлекеттик карызын башкаруу стратегиясы
2022-2024-жылдарга Кыргыз Республикасынын мамлекеттик карызын башкаруу стратегиясын бекитүү тууралуу КР Министрлер Кабинетинин токтому
Глава 1. Введение
Настоящая Стратегия управления государственным долгом Кыргызской Республики на 2022-2024 годы (далее - Стратегия) разработана в целях эффективного управления государственным долгом Кыргызской Республики и представляет собой среднесрочный план мероприятий Кабинета Министров Кыргызской Республики, направленный на обеспечение потребностей Кабинета Министров Кыргызской Республики в финансировании посредством привлечения заемных средств.
Глава 2. Цели и задачи управления государственным долгом
Основными целями управления государственным долгом Кыргызской Республики являются:
- обеспечение потребностей Кабинета Министров Кыргызской Республики в финансировании посредством заимствования с наименьшими затратами и разумным уровнем риска;
- развитие рынка государственных ценных бумаг Кыргызской Республики;
- поддержание устойчивости государственного долга.
Глава 3. Охват Стратегии
Настоящая Стратегия регулирует вопросы управления государственным долгом Кыргызской Республики, а также гарантий Кабинета Министров Кыргызской Республики. Долговые обязательства Национального банка Кыргызской Республики и муниципальных органов Кыргызской Республики не входят в сферу действия настоящей Стратегии.
Меры и целевые показатели настоящей Стратегии распространяются на период 2022-2024 годов. При необходимости будет проводиться ежегодное обновление Стратегии с учетом изменения макроэкономических показателей, параметров бюджетно-налоговой политики и динамики на отечественном и международном финансовых рынках.
Глава 4. Внешний долг
Новые внешние заимствования будут привлекаться на наиболее приоритетные программы и проекты, которые будут содействовать экономическому росту.
Кабинет Министров Кыргызской Республики продолжит политику привлечения только льготных внешних государственных заимствований: новые внешние кредиты будут привлекаться с соблюдением минимального значения грант-элемента в 35 процентов.
При реализации проектов государственных инвестиций за счет привлечения займов из нескольких источников или сочетания займов с грантовыми средствами допускается расчет уровня льготности с учетом всех привлекаемых заемных и/или грантовых средств (объединенный грант-элемент). Значение объединенного грант-элемента должно также составлять не менее 35 процентов.
Снижение потенциальных рисков, сопряженных с чрезмерной концентрацией внешнего долга, будет осуществляться установлением и соблюдением количественного ограничения внешней задолженности перед одним кредитором - не более чем 45 процентов общей суммы внешнего долга.
Учитывая текущий уровень долгового бремени и вытекающие из этого возможные вызовы устойчивости долга Кыргызской Республики, понимая природу и масштабы потенциальных затрат и рисков, связанных с осуществлением государственных заимствований на международном рынке капитала, Кабинет Министров Кыргызской Республики воздержится от выпуска и размещения облигаций в иностранной валюте на внешних финансовых рынках.
Обслуживание государственного внешнего долга Кыргызской Республики будет проводиться своевременно и в полном объеме. В этой связи устанавливается нулевое значение по допущению просрочки платежей в обслуживании текущих обязательств по внешнему долгу.
Кабинет Министров Кыргызской Республики продолжит работу по реструктуризации и/или сокращению внешнего долга Кыргызской Республики в рамках доступных механизмов, включая операции по конверсии долга, как в многостороннем, так и двустороннем форматах.
Глава 5. Внутренний долг
Привлечение государственных внутренних заимствований будет производиться только посредством выпуска и размещения государственных ценных бумаг (государственные казначейские облигации и государственные казначейские векселя) через рыночные механизмы ценообразования, в частности, через аукционы.
Учитывая достигнутые результаты по увеличению срока обращения государственных ценных бумаг, приведшие к значительному улучшению устойчивости портфеля внутреннего долга к риску рефинансирования, Кабинет Министров Кыргызской Республики приложит усилия по снижению показателей затрат государственного внутреннего долга. В частности, срочная структура предлагаемых государственных ценных бумаг будет определяться в большей мере исходя из соображения минимизации затрат, с учетом предпочтений участников рынка государственных ценных бумаг, а также текущей ситуации на финансовом рынке. Вместе с тем, Кабинет Министров Кыргызской Республики будет поддерживать предложение долгосрочных государственных казначейских облигаций (со сроками обращения 10, 15 и 20 лет).
Обслуживание государственного внутреннего долга Кыргызской Республики будет проводиться своевременно и в полном объеме. В этой связи устанавливается нулевое значение по допущению просрочки платежей в обслуживании текущих обязательств по внутреннему долгу.
Для достижения целей развития рынка государственных ценных бумаг операции по управлению государственным внутренним долгом будут осуществляться с соблюдением принципов прозрачности, простоты и ликвидности, и предусматривать следующие меры:
- внедрение практики опубликования ежеквартального календаря эмиссии;
- проведение регулярных консультаций участников рынка государственных ценных бумаг.
Глава 6. Развитие инфраструктуры государственных заимствований
Кабинет Министров Кыргызской Республики примет меры по скорейшей установке и запуску новой системы (базы данных) учета государственного долга, позволяющей накапливать, хранить и анализировать сведения о государственном долге в интегрированном формате.
Глава 7. Выпуск государственных гарантий Кабинета Министров Кыргызской Республики
Кабинет Министров Кыргызской Республики разработает и утвердит необходимую нормативную правовую базу выпуска суверенных долговых гарантий, которая детальным образом определит цели, необходимые требования, ограничения, права и обязанности сторон, задействованных и участвующих в правоотношениях, связанных с выпуском суверенных долговых гарантий Кыргызской Республики. Ключевым принципом выпуска суверенных долговых гарантий будет минимизация рисков и последствий для Кыргызской Республики как гаранта. Соответственно, положения и иные нормативные правовые документы, регулирующие выпуск государственных гарантий, будут основываться на оценке рисков заемщика при определении размера покрытия суверенной гарантией. Допустимые совокупные объемы выпуска суверенных долговых гарантий будут определяться строго с учетом текущей и ожидаемой ситуации с устойчивостью долга Кыргызской Республики.
Глава 8. Устойчивость государственного долга Кыргызской Республики
В целях сохранения устойчивости государственного долга Кыргызской Республики Кабинет Министров Кыргызской Республики будет регулярно контролировать размер, структуру и риски по государственному долгу и обеспечивать дальнейшее совершенствование всех бюджетных индикаторов устойчивости и индикаторов устойчивости государственного долга в соответствии с установленными международными нормами.
Координация между соответствующими министерствами, государственным комитетом и административными ведомствами позволит гарантировать, что сумма и структура новых внешних и внутренних заимствований для финансирования реализации государственных инвестиционных проектов, поддержки бюджета и платежного баланса согласуются с целевыми критериями Стратегии.
Глава 9. Целевые количественные показатели
Мониторинг и оценка исполнения настоящей Стратегии будут производиться в соответствии со значениями количественных целевых показателей, представленных в таблице 1. Целевые показатели также будут выполнять функцию критериев или ориентиров при подготовке и реализации конкретных операций, связанных с управлением государственным долгом.
Таблица 1
Целевые показатели реализации Стратегии управления государственным долгом Кыргызской Республики на 2022-2024 годы
Целевой показатель |
Значение целевого показателя |
Государственный долг к ВВП |
не более 70% |
Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга к доходам республиканского бюджета |
не более 20%(1) |
Минимальный уровень льготности внешних займов(2) |
35% |
Минимальное значение объединенного грант-элемента |
35% |
Максимальная сумма задолженности перед одним кредитором (в % общей суммы государственного внешнего долга) |
не более 45% |
Допустимый размер просроченных платежей по обслуживанию государственного долга (сом.) |
0,00 |
Размещение ГЦБ на аукционной основе |
100% |
Удельный вес ГКО в общей структуре ежегодных эмиссий государственных ценных бумаг (% от общей эмиссии ГЦБ) |
не менее 70% |
Средний срок погашения внутреннего долга (лет) |
не менее 4,5 |
Выпуск и размещение облигаций в иностранной валюте на международном рынке капитала (сом.) |
0,00 |
Удельный вес государственного долга в иностранной валюте (% от общей суммы государственного долга) |
не более 84%(3) |
Примечания:
- допускаются отклонения в диапазоне + 1%;
- действие Стратегии в части соблюдения минимального уровня льготности внешних займов не охватывает займы от Международного валютного фонда. Кроме того, требование к значению грант-элемента не распространяется на возможные соглашения о реструктуризации внешнего долга;
- допускаются отклонения в диапазоне + 1,5%.
Тиркелген файлдар