Целью программного бюджетирования является повышение социальной и экономической эффективности расходов бюджета. При этом ключевыми преимуществами программного бюджета являются повышение фискальной устойчивости и эффективности деятельности отраслевых ведомств, более тесная связь бюджета со стратегическими целями развития, связь расходов с результатами деятельности ведомств, выполняющих функции или оказывающих услуги в рамках своих полномочий.
Плюсы программного бюджетирования заключаются в следующем:
- фокусирует бюджет на политически заданных целях социально-экономического развития;
- обеспечивает целостную стратегию не только для краткосрочного исполнения бюджета, но и для долгосрочного стратегического планирования;
- делает менеджеров программ ответственными за целевое использование подконтрольных им ресурсов;
- генерирует информацию о результативности, позволяя улучшать поставку услуг и перераспределять ресурсы в пользу более результативных программ и возникающих приоритетов;
- повышает прозрачность бюджета и доступность для всех заинтересованных лиц.
Основными элементами программного бюджетирования являются
- видение стратегической перспективы, т.е ясные цели и задачи;
- определение приоритетности программ;
- непосредственный результат выражается через измеряемые показатели;
- подотчетность, предполагающая ответственность за достижение результатов;
- сопоставление с реальными полученными непосредственными результатами для оценки эффективности и результативности.
Активизация процесса по внедрению программного бюджетирования в Кыргызской Республики имела место в 2011 году, когда в пилотный проект по программному бюджету были включены шесть отраслевых министерств, которые представили свои бюджеты на 2012-2014 годы по бюджетным программам и бюджетным мерам, с распределением средств по ним, указанием индикаторов результативности и их целевых значений. В число шести пилотных министерств были включены:
- Министерство сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики,
- Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;
- Министерство молодежи, труда и занятости Кыргызской Республики;
- Министерство внутренних дел Кыргызской Республики;
- Министерство образования и науки Кыргызской Республики;
- Министерство здравоохранения Кыргызской Республики.
При этом в Бюджетном циркуляре по составлению бюджетов на программной основе определены требования к программным бюджетам, включающие взаимосвязь с национальными и секторальными приоритетами. При этом рекомендовано определять целевые значения индикаторов в зависимости от имеющихся ресурсов. Величину расходов по программам и мерам рассчитать, исходя из действующей системы управления и финансирования расходов на содержание существующих госорганов и сети подведомственных учреждений.
В 2012 году, в продолжение работ по внедрению программного бюджетирования, Министерством финансов была подготовлена пошаговая инструкция по подготовке бюджетов в программном формате, предприняты меры по повышению потенциала специалистов министерств и ведомств путем проведения тренингов и семинаров по программному бюджетированию, расширен список министерств и ведомств, представляющих бюджеты на 2013-2015 годы в программном формате с 6 до 15:
- Министерство юстиции Кыргызской Республики;
- Министерство финансов Кыргызской Республики;
- Министерство образования и науки Кыргызской Республики;
- Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве КР;
- Министерство здравоохранения Кыргызской Республики;
- Министерство сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики;
- Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики;
- Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;
- Министерство культуры и туризма Кыргызской Республики;
- Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;
- Государственная налоговая служба при Правительстве КР;
- Государственная таможенная служба при Правительстве КР;
- Государственное агентство связи при Правительстве КР;
- Министерство молодежи, труда и занятости Кыргызской Республики ;
- Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.
В целях усиления взаимосвязи бюджета со стратегическими приоритетами, ежегодно расширяется список министерств и ведомств, представляющих бюджеты в программном формате. Так, при подготовке проекта бюджета на 2014-2016 годы, список министерств и ведомств, представивших бюджеты в программном формате, был расширен с 15 до 28. При этом расходы бюджета представлены в программном формате на 60 %. В программном формате представлены практически все крупные бюджетополучатели, за исключением силовых ведомств.
- Министерство юстиции Кыргызской Республики;
- Министерство финансов Кыргызской Республики;
- Министерство образования и науки Кыргызской Республики;
- Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве КР;
- Министерство здравоохранения Кыргызской Республики;
- Министерство сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики;
- Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики;
- Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;
- Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики;
- Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;
- Государственная налоговая служба при Правительстве КР;
- Государственная таможенная служба при Правительстве КР;
- Министерство труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики;
- Национальный статистический комитет Кыргызской Республики;
- Министерство иностранных дел Кыргызской Республики;
- Министерство экономики Кыргызской Республики;
- Министерство социального развития Кыргызской Республики;
- Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве КР;
- Государственная регистрационная служба при Правительстве КР;
- Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при ПКР;
- Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при ПКР;
- Государственное агентство физической культуры и спорта при ПКР;
- Государственная кадровая служба КР;
- Государственная инспекция ветеринарной и фитосанитарной безопасности при ПКР;
- Фонд по управлению государственным имуществом при ПКР;
- Фонд государственных материальных резервов при ПКР;
- Национальная академия наук КР;
- Телерадиовещательные компании.
На сегодняшний день разработаны методические руководства по бюджетированию на программной основе для использования как на уровне Министерства финансов, так и на уровне отраслевых министерств, такие как:
- Бюджетный циркуляр по составлению бюджета на программной основе;
- Инструкция по определению индикаторов результативности для целей бюджетирования на программной основе;
- Методическое руководство по разработке Среднесрочных стратегий бюджетных расходов далее – ССБР) в рамках Среднесрочного прогноза бюджета;
- Инструкция о порядке формирования и представления отчета о достижении индикаторов результативности по бюджетным программам и бюджетным мерам государственных органов КР.