Menu
Тренддер
Кыргыз Республикасындагы программалык бюджет боюнча маалымат
Программалык бюджеттештирүү – бюджетти пландаштыруунун, аткаруунун жана аткарылышын көзөмөлдөөнүн методологиясы, ал мамлекеттик чыгашаларды бөлүштүрүү процесси менен артыкчылыктарды эске алуу менен стратегиялык максаттардын негизинде иштелип чыккан программаларды ишке ашыруунун натыйжаларынын ортосундагы өз ара байланышты камсыз кылат. мамлекеттик саясаттын, бюджеттик каражаттарды пайдалануунун күтүлүп жаткан жана акыркы натыйжаларынын социалдык маанисин.
Целью программного бюджетирования является повышение социальной и экономической эффективности расходов бюджета. При этом ключевыми преимуществами программного бюджета являются повышение фискальной устойчивости и эффективности деятельности отраслевых ведомств, более тесная связь бюджета со стратегическими целями развития, связь расходов с результатами деятельности ведомств, выполняющих функции или оказывающих услуги в рамках своих полномочий.
Плюсы программного бюджетирования заключаются в следующем:
- фокусирует бюджет на политически заданных целях социально-экономического развития;
- обеспечивает целостную стратегию не только для краткосрочного исполнения бюджета, но и для долгосрочного стратегического планирования;
- делает менеджеров программ ответственными за целевое использование подконтрольных им ресурсов;
- генерирует информацию о результативности, позволяя улучшать поставку услуг и перераспределять ресурсы в пользу более результативных программ и возникающих приоритетов;
- повышает прозрачность бюджета и доступность для всех заинтересованных лиц.
Основными элементами программного бюджетирования являются
- видение стратегической перспективы, т.е ясные цели и задачи;
- определение приоритетности программ;
- непосредственный результат выражается через измеряемые показатели;
- подотчетность, предполагающая ответственность за достижение результатов;
- сопоставление с реальными полученными непосредственными результатами для оценки эффективности и результативности.
Активизация процесса по внедрению программного бюджетирования в Кыргызской Республики имела место в 2011 году, когда в пилотный проект по программному бюджету были включены шесть отраслевых министерств, которые представили свои бюджеты на 2012-2014 годы по бюджетным программам и бюджетным мерам, с распределением средств по ним, указанием индикаторов результативности и их целевых значений. В число шести пилотных министерств были включены:
- Министерство сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики,
- Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;
- Министерство молодежи, труда и занятости Кыргызской Республики;
- Министерство внутренних дел Кыргызской Республики;
- Министерство образования и науки Кыргызской Республики;
- Министерство здравоохранения Кыргызской Республики.
При этом в Бюджетном циркуляре по составлению бюджетов на программной основе определены требования к программным бюджетам, включающие взаимосвязь с национальными и секторальными приоритетами. При этом рекомендовано определять целевые значения индикаторов в зависимости от имеющихся ресурсов. Величину расходов по программам и мерам рассчитать, исходя из действующей системы управления и финансирования расходов на содержание существующих госорганов и сети подведомственных учреждений.
В 2012 году, в продолжение работ по внедрению программного бюджетирования, Министерством финансов была подготовлена пошаговая инструкция по подготовке бюджетов в программном формате, предприняты меры по повышению потенциала специалистов министерств и ведомств путем проведения тренингов и семинаров по программному бюджетированию, расширен список министерств и ведомств, представляющих бюджеты на 2013-2015 годы в программном формате с 6 до 15:
- Министерство юстиции Кыргызской Республики;
- Министерство финансов Кыргызской Республики;
- Министерство образования и науки Кыргызской Республики;
- Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве КР;
- Министерство здравоохранения Кыргызской Республики;
- Министерство сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики;
- Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики;
- Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;
- Министерство культуры и туризма Кыргызской Республики;
- Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;
- Государственная налоговая служба при Правительстве КР;
- Государственная таможенная служба при Правительстве КР;
- Государственное агентство связи при Правительстве КР;
- Министерство молодежи, труда и занятости Кыргызской Республики ;
- Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.
В целях усиления взаимосвязи бюджета со стратегическими приоритетами, ежегодно расширяется список министерств и ведомств, представляющих бюджеты в программном формате. Так, при подготовке проекта бюджета на 2014-2016 годы, список министерств и ведомств, представивших бюджеты в программном формате, был расширен с 15 до 28. При этом расходы бюджета представлены в программном формате на 60 %. В программном формате представлены практически все крупные бюджетополучатели, за исключением силовых ведомств.
- Министерство юстиции Кыргызской Республики;
- Министерство финансов Кыргызской Республики;
- Министерство образования и науки Кыргызской Республики;
- Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве КР;
- Министерство здравоохранения Кыргызской Республики;
- Министерство сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики;
- Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики;
- Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;
- Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики;
- Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;
- Государственная налоговая служба при Правительстве КР;
- Государственная таможенная служба при Правительстве КР;
- Министерство труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики;
- Национальный статистический комитет Кыргызской Республики;
- Министерство иностранных дел Кыргызской Республики;
- Министерство экономики Кыргызской Республики;
- Министерство социального развития Кыргызской Республики;
- Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве КР;
- Государственная регистрационная служба при Правительстве КР;
- Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при ПКР;
- Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при ПКР;
- Государственное агентство физической культуры и спорта при ПКР;
- Государственная кадровая служба КР;
- Государственная инспекция ветеринарной и фитосанитарной безопасности при ПКР;
- Фонд по управлению государственным имуществом при ПКР;
- Фонд государственных материальных резервов при ПКР;
- Национальная академия наук КР;
- Телерадиовещательные компании.
На сегодняшний день разработаны методические руководства по бюджетированию на программной основе для использования как на уровне Министерства финансов, так и на уровне отраслевых министерств, такие как:
- Бюджетный циркуляр по составлению бюджета на программной основе;
- Инструкция по определению индикаторов результативности для целей бюджетирования на программной основе;
- Методическое руководство по разработке Среднесрочных стратегий бюджетных расходов далее – ССБР) в рамках Среднесрочного прогноза бюджета;
- Инструкция о порядке формирования и представления отчета о достижении индикаторов результативности по бюджетным программам и бюджетным мерам государственных органов КР.