На сегодняшний день разработаны методические руководства по бюджетированию на программной основе для использования как на уровне Министерства финансов КР, так и на уровне отраслевых министерств, такие как:
Бюджетный циркуляр по составлению бюджета на программной основе;
Методическое руководство по разработке Среднесрочных стратегий бюджетных расходов (далее – ССБР) в рамках Среднесрочного прогноза бюджета;
Инструкция о порядке формирования и представления отчета о достижении индикаторов результативности по бюджетным программам и бюджетным мерам государственных органов КР.
В порядке информации:
Программное бюджетирование представляет собой методологию планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающую взаимосвязь процесса распределения государственных расходов с результатами от реализации программ, разрабатываемых на основе стратегических целей, с учетом приоритетов государственной политики, общественной значимости ожидаемых и конечных результатов использования бюджетных средств.
Целью программного бюджетирования является повышение социальной и экономической эффективности расходов бюджета. При этом ключевыми преимуществами программного бюджета являются повышение фискальной устойчивости и эффективности деятельности отраслевых ведомств, более тесная связь бюджета со стратегическими целями развития, связь расходов с результатами деятельности ведомств, выполняющих функции или оказывающих услуги в рамках своих полномочий.
Активизация процесса по внедрению программного бюджетирования в Кыргызской Республики имела место в 2011 году, когда в пилотный проект по программному бюджету были включены шесть отраслевых министерств, которые представили свои бюджеты на 2012-2014 годы по бюджетным программам и бюджетным мерам, с распределением средств по ним, указанием индикаторов результативности и их целевых значений. В число шести пилотных министерств были включены:
- Министерство сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики,
- Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;
- Министерство молодежи, труда и занятости Кыргызской Республики;
- Министерство внутренних дел Кыргызской Республики;
- Министерство образования и науки Кыргызской Республики;
- Министерство здравоохранения Кыргызской Республики.
При этом в Бюджетном циркуляре по составлению бюджетов на программной основе определены требования к программным бюджетам, включающие взаимосвязь с национальными и секторальными приоритетами. При этом рекомендовано определять целевые значения индикаторов в зависимости от имеющихся ресурсов. Величину расходов по программам и мерам рассчитать, исходя из действующей системы управления и финансирования расходов на содержание существующих госорганов и сети подведомственных учреждений.
В 2012 году, в продолжение работ по внедрению программного бюджетирования, Министерством финансов была подготовлена пошаговая инструкция по подготовке бюджетов в программном формате, предприняты меры по повышению потенциала специалистов министерств и ведомств путем проведения тренингов и семинаров по программному бюджетированию, расширен список министерств и ведомств, представляющих бюджеты на 2013-2015 годы в программном формате с 6 до 15.
В целях усиления взаимосвязи бюджета со стратегическими приоритетами, ежегодно расширяется список министерств и ведомств, представляющих бюджеты в программном формате. Так, при подготовке проекта бюджета на 2014-2016 годы, список министерств и ведомств, представивших бюджеты в программном формате, был расширен с 15 до 28. При этом расходы бюджета представлены в программном формате на 60 %. В программном формате представлены практически все крупные бюджетополучатели, за исключением силовых ведомств.
В 2014 году при подготовке проекта бюджета на 2015-2017 гг. список министерств и ведомств, представивших бюджеты в программном формате, был расширен с 28 до 76 бюджетополучателей.